Варвара Ухорская (kinouho) wrote,
Варвара Ухорская
kinouho

Золотой Орел 2010

Российская академия кинематографических искусств и наук провела очередную церемонию награждения лучших – по итогам 2009 года. Ну, что сказать? Академикам удалось чуть ли не в каждой номинации заинтриговать публику и наградить совсем не тех, о ком все думали в первую очередь.

Начнем с конца, с главного приза, за лучший фильм. Наградили «Стиляг».

В списке номинантов было пять фильмов: «Анна Каренина», «Палата N6», те самые «Стиляги», «Петя по дороге в царствие небесное» и «Царь». Нормальные все хорошие фильмы. Не «Бесславные ублюдки», да, но и не «Адмирал», все-таки. Фильмы. И «Стиляги»  фильм не плохой. Музыка хорошая. Девочки красивые. Янковский, опять же. Ну да, классный ряд ретро-клипов на хорошо исполненные ретро-шлягеры. Кто же спорит! Смотреть было интересно и память осталась. Хорошая.
Но и плохая  - тоже. Без особых затей и тонкостей написанный агитационно-пропагандистский сценарий, ну уж такой прямолинейный, что хоть святых вон выноси. И безликий, несимпатичный, незапоминающийся – по сравнению с остальными персонажами – главный герой, который сам по себе – провал. То есть – смотреть можно, интересно и ново, но как образец профессионального мастерства, на который коллегам нужно равняться по итогам 2009го года выглядит очень бледно.


И к «Царю» есть вопросы, и к «Палате», и даже к «Анне» -  но это вопросы совсем другого плана. Более высокохудожественного и мировоззренческого. Со школой, кажется, нигде проблем не возникает. А, вру, по тому же «Царю» - был вопрос, когда его, вместе с теми же «Стилягами» номинировали на приз за лучший сценарий. А у нас как раз к «Царю» главный вопрос по сценарию – у опрошенной мной публики.
Мы еще многократно удивлялись, что руку к нему приложил пермский чудо-писатель Алексей Иванов, вообще-то чуть ли не главный спец по русскому средневековью. Но тут как-то не разошелся, то ли формат был выбран неудачно  – эти новеллы отдельно стоящие, «Рублевым» навеянные. В общем, какие-то портфолио, а не живые интересные придуманные эпизоды. (Ну да ладно, это то, что делает «Царя» фильмом не совершенным. Но это же мощь! Уж про актерский ансамбль я не говорю!)

Так вот, третьим в сценарной номинации были Юрий Арабов и Андрей Хржановский, написавшие сценарий к фильму «Полторы комнаты» - про Иосифа Бродского, про его родителей, про их посмертную встречу в современном Петербурге. Вот уж сценарий, выполненный со всем возможным изяществом, диалоги и монологи реального поэта, встроенные в сконструированный контекст, мультипликационные вставки, рояли улетают… В общем, сила.

Приз дают Юрию Короткову, придумавшему сценарий «Стиляг». Коротков – хороший и симпатичный, но сценарий «Стиляг» - за него бы второкурсника ругали. А тут дают ему национальную кинопремию. А вот сценарий «Полторы комнаты» второкурсник бы не написал. («Царя», кстати, тоже не написал бы – фактурки бы не хватило, исторического колорита).

Та же самая фигня – с музыкой. Ну, анти-чемпион по музыке, написанной в 2009м году к российскому фильму у меня есть: это Игорь Корнелюк, написавший музыку к «Тарасу Бульбе». Если бы не он, уверена, «Тарас» бы занял свое место в пятерке лучших, вытеснив … кого-нибудь. И так кучу премий отхватил. Но на лучшую музыку его все-таки не номинировали, Бог миловал. Зато – вот тройка: композитор Юрий Потиенко за «Обитаемый Остров», Алексей Рыбников за фильм «Поп» и некий Алексей Шелыгин за фильм «Петя ….»
И звучит музыка. При этом «ОО» мне запомнился как раз – не убивающей фильм, как в «Тарасе», но абсолютно бесцветной, «галочной» такой музыкой. Должна быть музыка – вот она. Закрыли тему. А Рыбников – это Рыбников, с трех нот. И тот неизвестный Шелыгин – вот гармошка прозвучала, вот кларнет. Интересно. Приз дают Потиенко за «ОО».

И оператору «ОО» тоже приз дали! Хотя в конкурсе рядом с ним стоял оператор Юрий Клименко, снявший «Анну Каренину».

Ну, ребята! За «ОО» я сама бы обиделась, если бы парни ушли вовсе без призов. Они старались, они работали. Ну там, продюсеров бы наградили. Или команду фильма – за доблестный труд. Ну, постановщиков, в конце концов. Трюкачей. Компьютерных графиков. Да мало ли! Хоть мальчика этого голубоглазого заявите кандидатом на лучшую мужскую роль – все-таки новое лицо, и все его запомнили. Но оператор! (Тоже – симпатичный такой, с хвостом, Максим Осадчий.) Это же не поэтическое кино, это жестко поставленная камера и однообразный серо-синий кадр на весь фильм.

А «Анна Каренина», вся сотканная из игры света и тени, с кружевными там узорами теней, с дрожанием лиц и ресниц и листьев, с целой палитрой изменения света в природе – и в жизни, от нестерпимого блистания до грозового мрака… Ну как вообще можно это сравнивать! Вообще, не понятно, зачем Соловьева позвали. Чтоб поглумиться? Друбич даже не номинировали на лучшую женскую роль за Каренину.
Ладно бы, там было не пробиться в номинации от ролей и актрис уровня Крючковой в «Похороните меня за плинтусом». Да, Крючкова была. Но остальные две – при всем уважении – как обычно, Чулпан Хаматова за «Событие» и Наталья Негода за «Бубен, барабан». Вот эти две последние – что, Татьяна Друбич – Анна – их не переиграла? Крючкова, конечно, переиграла их всех, но приз дали не ей, а Негоде – за возвращение в строй, что ли?

Дальше, про Соловьева, (я за него болела.) Конечно, большой вопрос вторичности – зачем вообще надо снимать сто восемьдесят пятую Анну Каренину, когда каждый кадр, каждый вальс, чуть ли не каждый наряд уже предсказуем? Сам Соловьев отвечает, и не без оснований, что если есть актриса на великую роль, то ее надо реализовывать. Объяснение принято. С другой стороны – посмотрите на номинированные на главный приз ленты: среди них есть хоть одна о современности?
Нет! Осовремененная Шахназаровым «Палата N6» - и та, реально, столетней давности. Два фильма из недавнего проклятого тоталитарного прошлого и еще один – из давнего проклятого тоталитарного прошлого. Разве все это не говорит о том, что до современности мы пока еще не доросли, не дотягиваем, топчемся где-то в прошлом. Так Соловьев из этого прошлого берет и показывает все самое лучшее… Ну, я не к тому, что под поезд бросаться – это хорошо. Но по-любому лучше, чем представлять мир – сумасшедшим домом.

При всем при том, «Палата» - вовсе и не чернушная. И Владимир Ильин – реально сыграл лучшую свою роль. Но наградили призом за лучшую мужскую роль не его. Мало того! Гениального Петра Мамонова просто не включили в список. Не заметили его. Янковского, царствие ему небесное, все-таки заметили – ему, посмертно, дали приз не за «вклад», как обычно, а за последние сыгранные роли. Их набралось на удивление много – вот как был востребован этот гениальный актер перед смертью, и в каких разных ролях. Из упомянутых – Митрополит Филипп в «Царе» и Каренин в «Анне…» Вот его отметили.

А Мамонова, благо он пока жив и в особом отношении не нуждается – нет, как будто и не было его Царя Ивана Васильевича. Грозного!!!!
Опять же, досужий противник может вполне обоснованно заметить, что Мамонов и не играет, он сам такой одержимец  юродивый и есть, чего зря на него Золотых Орлов переводить за актерское мастерство, если это и не мастерство вовсе, а жизнь. Или, можно возразить, из ныне рядом с нами живущих просто один Мамонов может выходить на такой уровень пугающего жизнеподобия и просто ядерного выброса энергии. Поэтому его и зовут, когда именно такой накал нужен.

В результате, приз-то все равно дали Богдану Ступке за «Тараса Бульбу». Спору нет, Богдан хорош. Но – опять же – он обыкновенно хорош. Ну да, он тоже – такой и есть. А вот Ильин – реально играл. И играл сложное и опасное. Дай ему Бог здоровья! Играл переход между умом и безумьем. И остался недооцененным. Жаль.

Хоть Шахназарову дали лучшего режиссера за «Палату». Вот где было любо-дорого смотреть, без обид – когда награждали лучших актеров второго плана. Тут уж что женщины – Полина Кутепова (в «Чуде»), Анна Михалкова (в «Сумасшедшей помощи»), Нина Усатова («Поп»), что мужчины – Сергей Гармаш (в «Стилягах»), Сергей Юрский («Полторы комнаты»), Сергей Маковецкий («Чудо») – все хороши, за всех бы порадовалась.  Дали Усатовой и Гармашу – порадовалась за них. Что тут скажешь, хороши! Но обидно за Юрского и за Михалкову – ярко сыграли, внесли, запомнились… 

Художникам – по костюмам и постановщикам – дали призы за «Тараса Бульбу». Не поспоришь, вроде бы – здорово все это было и в памяти осталось. Но, опять же, не перестану напоминать про титанический труд всего реквизиторского цеха постановщиков «ОО» - все-таки немного разные задачи: воссоздать по имеющимся архивным и живописным образцам эпоху («ТБ») или создать нечто совершенно новое, фантастическое, невиданное («ОО»). На мой взгляд, авторам «ОО» много, что не удалось, но это – удалось. Что ж было не поддержать коллег молодых в таком начинании! Жаль.

За мультфильмы дали приз Константину Бронзиту, вроде бы он реально продвинутый аниматор, но этого мульта («Подлинная история трех поросят») я не видела. Ну, двое других в списке номинантов были – какой-то сложнопрорисованный интеллектуальный мульт для взрослых про Шумана и «Смешарики». Так что – пусть лучше Бронзит. Хоть не «Аленушка и Ерема», и то хлеб.

Еще обиделась – уже в телевизионной части наград – за «Братьев Карамазовых». Им не дали приз за лучший мини-сериал, а дали Панфилову за скучных и унылых «Без вины виноватых». «Братьев» тоже можно найти, в чем упрекнуть, но было так много ярких актерских работ, да и картинка осталась в памяти ярким, а не мутным (как «Виноватые») пятном.

Ладно, за лучшую мужскую роль на ТВ наградили Александра Голубева, Алешу Карамазова. Хотя там и Дмитрий – Горобченко – был хорош, а уж про папеньку-Карамазова  и говорить нечего.

В общем, самой бесспорной награды был удостоен Олег Стриженов. И зрители. Потому что перед тем, как наградить Стриженова, как положено, на большом экране показали нарезку его киноработ. Это просто картинная галерея. Портреты работы кисти великих мастеров. Леонардо да  Винчи и Рембранд. Мы просто забыли, какими прекрасными, одухотворенными и великими бывают человеческие лица. В разных ролях и в разных возрастах. Олег Стриженов…
И он вышел, и сказал – великий, прекрасный, благородный рыцарь кино. Сказал: «Я никогда не снимался ради денег. И я за каждую свою работу головой отвечаю. Каждая роль не случайна» Вот человек! Так жил. И так прожил – достаточно и сейчас посмотреть на его лицо. Самое сильное впечатление на церемонии.

Tags: 2010, Золотой Орел, фестивали
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 23 comments